О пользе понимания пищеварения, приема метабиотиков и правильном питании
27.07.2023
Сергей Вялов
Врач-гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н. с 12-летним стажем. Окончил медицинский факультет Российского университета дружбы народов (РУДН), повышал квалификацию в медицинских университетах Регенсбурга, Берлина (Германия), Барселоны (Испания), Каролины (США). Работал в клинике Charite в Берлине, в Европейском медицинском центре (EMC) в Москве, сейчас ведет прием в «GMS Clinic» на Смоленской.
«Улучшать здоровье ради его улучшения не стоит.Решайте конкретные проблемы самочувствия, исходите из своих целей, консультируйтесь со специалистами, сдавайте соответствующие анализы».
Сергей Сергеевич Вялов
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Складывается впечатление, что сейчас люди особенно озабочены состоянием своего здоровья.
В городских парках открыты павильоны «Здоровая Москва», частные клиники призывают проходить различные чек-апы, а число «Инстаграм- врачей» стремительно увеличивается. С чем это связано?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
С одной стороны, следить за здоровьем — это правильно. Вы же следите за своей машиной или состоянием ремонта в квартире.
С другой стороны, бесплатная государственная система здравоохранения, существующая на 3,5% отчислений с подоходного налога, — сущие копейки! — не может в полной мере удовлетворить запросы граждан, при этом самосознание растет, люди хотят заботиться о своем здоровье и качестве жизни. Если раньше поколение, выросшее после войны, мечтало хотя бы не голодать, то сейчас у людей запросов больше.
От боли и дискомфорта хочется избавиться как можно скорее, лучше выглядеть, дольше поддерживать активность.
Спрос рождает предложение, вот коммерческие клиники и сами врачи его формируют. Отсюда бесчисленные призывы пройти чек-ап, соответствующая реклама, рост аккаунтов Instagram-диетологов, эндокринологов. Люди ищут адекватную альтернативу, ведь зачастую на приеме в государственной поликлинике можно услышать что-то одно из двух.
Или «вы слишком молодой, вам еще рано лечиться», или «вы уже в возрасте, что же вы хотите?».
Регламентированный прием длиной в 12 минут в районной поликлинике не позволяет полноценно ответить на вопросы пациента и дать нужные «полнометражные» рекомендации. У вас возьмут две капли крови, направят на УЗИ, флюорографию в рамках диспансеризации, но не более того. Парадигма «качество жизни» в рамках программы ОМС отсутствует, увы. Зато высокотехнологичная государственная медпомощь реально существует. Не все так печально.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Насколько Instagram-консультации полезны и безопасны для пользователей без медицинского образования?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Конечно, среди врачей, блогеров и интернет-целителей есть мошенники, но существуют грамотные специалисты, вышедшие в социальные сети. Они, по крайней мере, дают людям знания и советы, в какой-то мере помогают повысить их качество жизни.
Некую базовую информацию о состоянии здоровья, о процессах в организме. И это позволяет людям, читателям выявить, хоть как-то сформулировать свою проблему со здоровьем и начать принимать какие-то дальнейшие меры. Но, как и в любом деле, надо включать критическое мышление и не верить слепо всему прочитанному
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Помимо основной работы вы активно занимаетесь просвещением. Проводите десятки образовательных семинаров для врачей по всей стране, создали мобильные приложения для специалистов и для пациентов, развиваете свой сайт vyalov.com и Youtube-канал, на вашем Instagram-аккаунте @doctorvyalov 10,5 k подписчиков. Зачем это все?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Я просто не могу иначе. Не могу смотреть на медицину в стране, зная, что она может и должна стать лучше.
Со своими лекциями я сделал уже четыре круга по России и пришел к выводу, что врачей становится меньше, а хороших врачей — тем более. У людей страдает правильное понимание работы организма и пищеварения из-за избытка медицинской информации в свободном доступе, что порождает тревожность. К сожалению, я не могу вести прием в режиме 24/7, но могу дистанционно отвечать на вопросы, проводить вебинары и прямые эфиры для повышения уровня знаний. Медицинскому просвещению уделяю до 40% своего времени.
Наверное, я мог бы и больше заниматься обучением, но у меня запись пациентов на три месяца вперед, я не могу их бросить.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Тем не менее, не очень понятно, как можно давать дистанционные рекомендации по здоровью Instagram-подписчикам. Получается лечение по фотографии? Насколько это профессионально?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
На самом деле, когда мы говорим про пищеварение, большинству людей не хватает правильного понимания работы пищеварения, а также указаний на конкретные ошибки, из-за которых нет результата.
Поэтому, прежде всего — не навреди, плюс сама «проблема» человека и тактика его действий. Например, если мы говорим про какие-то метаболические процессы и обмен веществ, тут все достаточно очевидно.
Можно дать какие-то рекомендации исходя из результатов обследований, даже не встречаясь с человеком. Если кожные проблемы, то без подробной визуальной и тактильной диагностики не обойтись. Если возникает боль в животе, то в ряде случаев осмотр живота просто необходим, чтобы не пропустить опасные заболевания.
Я так прямо об этом и говорю, то есть даю безопасные рекомендации, тактику действий. Когда у человека болит живот, и он не знает почему, нужна тактика действий, оправданная в такой ситуации. Чтобы он не ждал терпеливо — может, рассосется, — как у нас это принято, а действовал, не теряя драгоценного времени.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Вы еще и литературной деятельностью занимаетесь. Ваша книга «Здоровый кишечник» пережила уже четвертое издание. В чем секрет ее успеха?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Для меня научная и просветительская деятельность — неотъемлемая часть работы. У меня уже более 160 публикаций в российских и зарубежных рецензируемых журналах, около 20 книг.
Что касается «Здорового кишечника», думаю, секрет успеха в простом, понятном и интересном изложении сложных вещей, которые многим важны и интересны. Что такое кишечник, как он работает, почему именно так, и как быть, если что-то пошло не так. Мы едим каждый день, и тема питания в наши дни волнует многих. Изначально книгу «Здоровый кишечник» я писал для друзей как ответ на многочисленные вопросы. Сейчас дописываю новую книгу о печени. Уверен, что она будет еще более интересна читателям.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
У вас большой опыт работы и повышения квалификации за рубежом. Существуют ли принципиальные различия в подходе российских и западных гастроэнтерологов, взгляды на заболевания, питание?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Мое поведение можно было бы расценивать как не патриотичное, но факты говорят о другом. Объем исследований по гастроэнтерологии на Западе на порядок больше. В США, например, проведено более 290 исследований функций бактерий в кишечнике, а в России — всего три.
Доля современной науки в российской гастроэнтерологии пока низкая, большинство рекомендаций копируются с западных. И с одной стороны, это очень хорошо, но хотелось бы иметь и отечественные. В России было бесплатное повышение квалификации специалистов, что с точки зрения психологии ценилось ниже, чем платное обучение или переподготовка. За границей вход на любую конференцию — это несколько сотен евро из своего кармана, но люди платят. И приятно осознавать, что постепенно число российских коллег на таких профессиональных встречах растет.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Насколько утверждение «мы то, что мы едим» верно с точки зрения современной гастроэнтерологической науки?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Да, так же верно, как и во времена Гиппократа. Но есть и новая информация. Оказывается, на качество питания влияет уровень образования, который вместе с питанием отражается на качестве жизни. Чем выше уровень образования, тем больше осознанность в выборе продуктов, способах приготовления блюд. Люди стремятся заниматься спортом, все чаще выбирают полезную пищу, принимают витамины, БАДы.
Питание напрямую влияет на качество жизни. В Казани, например, традиционно любят мясную и жирную пищу. Отсюда высокая заболеваемость желчнокаменной болезнью именно в этом регионе. Поэтому, основываясь на последних научных открытиях, мы постепенно приходим к некоему унифицированному набору правильной еды, полезному для всех жителей планеты. Плюс всегда надо помнить о принципах гармонии и равновесия. Пища должна быть сбалансированной. Было бы странно каждый день есть фастфуд, запивая его газировкой или алкоголем, и надеяться, что здоровье не пострадает. Развитие современной науки в большей мере позволяет корректировать питание и образ жизни, чтобы продлить активное долголетие человечества как можно дольше. Двадцать лет назад об этом и помыслить было невозможно. Пока еще нет единой инструкции по эксплуатации организма, но мы с коллегами уже работаем в этом направлении. Скоро будут первые результаты.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Так как же настроить питание, чтобы сохранить здоровье и красоту, а вместе с тем и качество жизни?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Есть два принципиально разных пути. Первый путь — включить голову и начать думать о том, что мы все-таки едим. Посмотреть на свой стол и стул, понять, где дефицит, где переизбыток, принять меры, возможно, сделать рацион более разнообразным.
Второй путь — наоборот — выключить голову, то есть перестать анализировать информацию из интернета, слепо верить рекламе. Если вам ежедневно в навязчивой манере будут что-то внушать, неудивительно, что рано или поздно вы в это поверите. Нужно очистить голову от ложных идей, информационного мусора и начать чувствовать потребности своего тела. К сожалению, этому совету не могут следовать люди с повышенной тревожностью. Задача «отключить голову» для них не реализуема в принципе. Они не смогут питаться интуитивно.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
И как быть?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Собирать информацию, познавать. Это снизит тревожность, позволит выдохнуть, составить собственный рацион и алгоритмы питания. Проблема в том, что если у нас болит палец, мы его видим и знаем, что с ним делать, а вот если вздутие или дискомфорт в животе, тут сложнее.
В сознании обывателей тема гастроэнтерологии полна мифов и опасных заблуждений. Но их вины в этом нет. Просто отсутствуют элементарные базовые знания, а основной создатель заблуждений — реклама. Многие, например, думают, что желудок нужен для переваривания, в чем ему и помогают ферменты, а ведь его основная функция — механическая обработка пищи, он ее буквально дожевывает. И так про все пищеварение!
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Средиземноморская, японская, кетодиета, интервальное голодание — столько методов и теорий, что голова кругом. Что полезно, что не принесет пользы, а что опасно?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Для начала нельзя забывать про здравый смысл. Все эти диеты прекрасно работают, но проблема в том, что они направлены не на снижение веса, а их, как правило, для это и используют. Так, кетодиета помогает при неврологических заболеваниях, эпилепсии, при сахарном диабете. Средиземноморская диета снижает сердечнососудистые риски. Снижение веса при этом возможно, но это лишь приятный побочный эффект. Что касается модного сейчас интервального голодания, то с ним аккуратнее.
Оно может вызвать обострение пищеварительных проблем из-за многочасового перерыва в питании. Как врач я никому не посоветую терпеть голод, ведь он имеет особенность накапливаться, что приводит к пищевым срывам. И даже если вы хотите съесть какую-то «гастрономическую гадость», не отказывайте себе. Лучше попробовать кусочек, чем потом съесть целый килограмм. Если хотите комфортно и безопасно для здоровья снизить вес, просто урезайте свой дневной рацион на 50-100 ккал еженедельно в рамках коридора калорийности. И для фигуры полезно, и для здоровья безопасно.
Хочется особенно подчеркнуть опасность белковых диет, ведь азот, содержащийся в белках, может разрушать печень и даже мозг. Химическая цепочка сложная, но это обычная биохимия. Любовь к белковым диетам снижает внимание, ухудшает память, координацию и даже может вызвать интоксикацию мозга.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
А как вы относитесь к мировому тренду дополнительного приема витаминов, пищевых добавок? Так ли они нам нужны? И почему раньше такой тенденции не было?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Все дело в развитии научных знаний и технологий. Раньше большинство добавок и витаминов просто было невозможно производить в таком качестве и объеме. Теперь они стали доступны. Мы знаем, что современные продукты уже не содержат в полном объеме нужные организму витамины и микроэлементы. Поэтому принимать их дополнительно можно и нужно. Если тот или иной витамин организму не нужен, он просто не усвоится, от такого подхода вы ничего не теряете. С пищевыми добавками сложнее.
Поскольку БАДы ближе к лекарственным препаратам, чем к аптечным витаминам, принимать их бесконтрольно не следует. Все будет зависеть от задачи. Улучшать здоровье ради процесса не стоит. Решайте конкретные проблемы самочувствия, исходите из своих целей, консультируйтесь со специалистами, сдавайте соответствующие анализы.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Какие именно? Будет ли достаточно биохимического анализа крови?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Простого — нет. Я неслучайно упомянул о цели. Существуют тысячи пищевых добавок и каждая придумана для чего-то. Исходите из своих конкретных запросов. Если мы говорим о печени, тогда надо сдать анализ крови на ее показатели. При наличии отклонений в анализах имеет смысл что-то принимать, а при отсутствии изменений — нет. Если начать лечить здоровую печень, она может реально заболеть! Так, если фосфатидилхолин или лецитин будет принимать человек со здоровой печенью, ему это будет не на пользу.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
А если говорить о пользе пре-, про- и метабиотиков? В чем разница, зачем они нужны?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Пребиотики были придуманы как своеобразная «подкормка» для бактерий, причем, ее любят «есть» как полезные, так и болезнетворные бактерии. И в этом свои минусы. Зачем создавать условия для роста «плохих» микробов? Пребиотические добавки и полезны, и вредны.
Исследования продолжались и появились пробиотики. Это полезные, нужные организму бактерии, но, к сожалению, даже современные препараты в капсулах не дают нужной эффективности. Эти бактерии попросту не приживаются, а работают, только пока вы их пьете. Наконец, были придуманы метабиотики — это следующий шаг в науке. Употреблять лактобактерии для здоровья и долголетия нам «прописал» еще нобелевский лауреат Илья Мечников, а японские ученые, продолжившие его дело, создали метабиотики на основе продуктов метаболизма или жизнедеятельности бактерий.
Продукт получился безопасным, в нем нет бактерий, и подходит он абсолютно всем. Выделения лактобактерий содержат «сигналы» для таких же лактобактерий, которые помогают росту полезной микрофлоры и при этом подавляют вредоносные бактерии, восстанавливая «правильный» исходный баланс в кишечнике. В итоге устраняется комплекс нарушений, который мы называем раздражением кишечника, проходит вздутие, газообразование, дискомфорт в животе и нарушения стула. Метабиотики улучшают качество жизни за счет того, что состояние микрофлоры и кишечника приходит в норму.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Как питание влияет на кишечную микрофлору, а та на нашу красоту?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Глюкоза и сахара — отличная питательная среда для всех бактерий, но если вы будете есть много сахара, то и бактерии начнут его есть, размножаться и выделять газообразные, раздражающие и токсичные вещества. Все это дает иммунную реакцию и отражается на коже. Дело в количестве. Кусочек сахара всосется во рту и не навредит, а вот килограмм винограда или половина торта, съеденного за один присест, может спровоцировать метеоризм, газообразование, боль. Любой дисбаланс опасен. Много сахара — проблемы с кишечником и кожей. Любовь к животному жиру в больших количествах — нарушение проницаемости кишечника, риск жировой болезни печени, поджелудочной железы и других органов. Проблемы с проницаемостью могут вывести из строя весь организм.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Серьезно! Получается, что здоровье кишечника превыше всего?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Все органы нужны и важны, но если говорить про пищеварительную систему, то здесь главный кишечник. Большинство симптомов происходят именно отсюда, а потом проблема уже распространяется на весь организм.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Сколько раз в день нужно питаться, чтобы быть здоровыми, красивыми, чтобы не страдало наше качество жизни? Три, пять, по запросу?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Если рабочая и физическая нагрузка умеренная, трех раз в день достаточно. При этом, как мы знаем, стресс увеличивает расход энергии, значит — нужны калории. Захотели поесть — поели или перекусили. Объедаться на ночь не стоит. Клетчатка и нежирный белок в объеме 250-300 граммов за 1,5 часа до сна — правильное решение. Питание должно быть разнообразным и сбалансированным по БЖУ и калорийности.
В этом плане очень помогают многочисленные мобильные приложения. Скачайте понравившееся и, играючи, следите за своим питанием. Особенно хочется подчеркнуть, что питание должно быть разнообразным и вкусным именно для вас. Лишая себя удовольствия питания, мы лишаем себя, в том числе и радости жизни. В результате стресс, фрустрация и переедание. Угроза фигуре и здоровью.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Какие анализы стоит регулярно сдавать тем, кто хочет надолго сохранить красоту и здоровье? Какую долю в объеме исследований должны составлять исследования желудочно-кишечного тракта?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Имеет смысл сдавать общий анализ кала на определенные показатели и слизь, наличие клеток и эпителия. Плюс кальпротектин, который поможет выявить наличие или отсутствие воспаления в кишечнике. Если его обнаружат, то предстоит колоноскопия. Всемирная организация здравоохранения рекомендует делать ее ежегодно людям старше 50 лет. Если у вас есть родственники с онкологией, этот возраст снижается до 40 лет.
ОЛЬГА РАЩУПКИНА:
Стресс — болезнь нашего века. Кто-то на нервах ест и не может остановиться, кто-то страдает анорексией. Как успокоиться и есть столько, сколько нужно для здоровья?
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ВЯЛОВ
Знаете, когда в организме скапливается большое нервное напряжение, оно буквально «сбрасывается» в желудок, приводит к дисбалансу микробиоты, развитию гастрита, эрозии, язвы. Бывает и другая история, когда желудок теряет чувствительность, перестает нормально сокращаться, и появляется тяжесть, многодневные запоры. Как быть? Заниматься диафрагмальным дыханием, йогой расслабления, под контролем специалиста пройти когнитивную, телесно-ориентированную терапию. Все эти методы позволяют снизить уровень стресса почти на 80 процентов!